Бено
Чай. Книги. Клавиатура.
Суббота заставила меня улыбаться, суббота дала мне слов. Может я буду не совсем точна, кое-что вырежу, тем не менее.
Несмотря на то, что пишут в википедии, аргентинец рассказывает немного свою историю развития танго, более расширенную. В зале скопилось человек сорок, сидящих в темноте, ждущих историй, имен и откровений.
Аргентинец говорит на английском и девушка, обняв кружку чая, переводит для десятков ушей его речь.

- Мы начали заниматься танго в 1993 году. Точнее я начал заниматься, Химена (его вторая половина во всех смыслах) начала на два года раньше и в другом месте, она старше на всегоооо лишь два года, - смеется он. - Мне было тогда 13 лет и это было чертовски странным для молодого парнишки танцевать танго. Тогда это еще не стало мейнстримом, тогда это было не модно. Я пошел туда...
это было не обязательное занятие, как сказать...

- Дополнительное, факультатив.

- Да, именно. У нас при школе были дополнительные занятия вне времени посвященных урокам и вы могли пойти рисовать, слушать "Комедию Данте", танцевать танго и заниматься чем попало. Я пошел на танго, хотя мои друзья говорили "ты что, танцуешь танго? Лучше бы ты пошел и поиграл в футбол!". Курс вела ужасно красивая женщина. Она была немолода. Ей было пятьдесят.

Многие улыбаются.

- Танго считалось танцем для старого поколения долгое время. Рассвет для танго произошел после войны. Знаете почему? Потому что Аргентина смогла сохранить нейтралитет в мировых войнах и была очень богата, продавая продукты всем. И тем, и этим. У людей появились деньги на костюмы, появились деньги на то, чтоб куда-то сходить, чтоб чему-то научиться. И люди подумали - почему бы и не танго? Аргентина была настолько богата, что многие годы мы могли обеспечить, чтоб оркестры играли на улицах, в эти годы появилось много музыкальных танго-коллективов.
Но потом демократы ушли, в силу вступил военный режим и нельзя было собираться компанией более пяти человек, соответственно милонгам наступил... конец. Потом снова пришли демократы. Но молодое поколение этим не интересовалось - что интересного в том, что какие-то старики танцуют салонное танго в темных норах? У всех были Битлз!

Аргентинец рассказывает долго, на самом деле в этой полутьме зала, где куча людей, хочется спать. После фразы про темные норы меня пробивает на тихий смех.

- Возрождение танго произошло в 1983. В Париже два эмигранта решили поставить танго-шоу. Два гея. Они ходили по танго салонам в Париже и искали подходящих людей, на самом деле они просто заходили внутрь и говорили "ну этот вроде неплох". Так что они набрали исполнителей, додумали хореографию, нарядили танцоров в яркие сияющие костюмы, залили сцену светом ламп. И во Франции шоу "танго Аргентина" стало фурором. Потом они повезли его в Англию и там оно провалилось. Я не знаю почему. После этого танго-шоу появилось в Нью-Йорке на Бродвее и в течении шести месяцев было там очень популярно.

Я смотрела в Вики, название на Бродвее было "Forever Tango".

- Так что как это происходило. Сначала о танго заговорили люди, потом начали писать СМИ, потом правительство сказало "ну ок" и даже выпустило четыре закона про танго на этой волне. Правда, все они были просто "пшиком", например, был закон, который приписывал обязательную группу танго к публичной школе. У нас в городе их было три и куча частных не таких хороших, но даже та группа, что вела моя учительница была неофициальной.
Итак, на чем я остановился...так что в восьмидесятых годах танго имело очень четкое разделение. Либо вы танцевали танго-салон, либо танго-шоу. Никаких полутонов, ничего другого не существовало. Молодому поколению пришлось идти учиться к тем динозаврам, которые еще оставались. И в некоторых школах уроки шли так. Показывали жесткую последовательность шагов, - аргентинец встает и показывает шаг вперед-влево-вперед-вправо-поворот, - а на следующем добавляли к этим шагам еще несколько. И люди двигались как роботы. Позже появилось еще танго нуэво, вы знаете наверно Саласа, Густаво Навейру, Мариано Фрумболи.

Их было намного больше конечно же.
Аргентинец продолжает:

- Но танго все еще считалось пустым занятием. Ты не мог заработать на этом деньги. Зарабатывали только люди на танго-шоу, это всего три-восемь пар и шесть раз в год. То есть на танго зарабатывали всего несколько человек.
Нуэво. Нуэво стало чем-то вроде подполья...Андеграунд. Вы должны были идти в переулки, потом нырять в дверь, спускаться вниз в какой-то подвал... В нуэво появилось еще несколько имен. - К этому времени аргентинец на проекторе открыл гигантскую схему, заполненную именями, которые я просто не в состоянии вспомнить, извините. - Там были тангеро-рокеры. Милонги проходили в одном клубе, где играли обычно рок-группы шесть дней в неделю и один вечер танцевали милонгу. Однажды дни перепутали и рокеры пришли на милонгу. Так они начали танцевать.

- Я хочу чтоб вы проследили связь. Старое поколение из послевоенных лет научило танцевать других, другие научили танцевать мою учительницу, она научила нас и мы учим вас. Когда я пошел танцевать в группу в нашей школе танцевало всего может быть 30 человек из тысячи, через пять лет их стало 300.
Так вот, в конце девяностых стукнул кризис и стало все равно кто ты и чем занимаешься. Ты мог быть уборщиком, адвокатом, тангеро - все равно, все были равны, ни у кого не было денег. А раз нет разницы, то почему бы не начать танцевать...
Появилось куча школ и танго наконец стало приносить деньги за обучение. Есть куча знаменитых имен, которые для меня культовые, они часть нашей истории. И большое количество знаменитых пар, которые сходились и расходились, - он начинает тыкать в изображение проектора "вместе, вместе, были вместе, нет,нет,нет,нет, нет, а да, были и разошлись, этих я знаю"... - Кстати, знаете, такого режиссера Карлоса Саура? Он снял фильм "танго" в 1998 году, он приходил к нам в школу и снимал нас, - довольно добавляет аргентинец. Он опускается в воспоминания и рассказы про прежние времена. Мне пора идти.